Обобщение и распространение опыта, участие педагогов в конкурсном движении

Сила звука целебна для всего живого на земле. При вибрации звуки очень хорошо помогают в профилактике и лечении болезней. Звуковые волны создают вибрации, которые и оказывают лечебное воздействие на больные органы. Их можно петь с детьми в конце занятия на любой мотив. Волшебная сила этих лечебных звуков, так же как и лечебной музыки, действие которой начинается лишь на десятой минуте прослушивания, зависит от числа их произношения. Один звук нужно произнести (пропеть) не менее 12 раз. Представлять больной орган, на область которого хорошо в этот момент накладывать руки – левая прижата к телу, правая сверху на левой.

Болезни различных органов требуют разного звучания. Если лечим сердце – низкое звучание. При болезнях желудка, почек, селезенки – высокое.

Звукотерапией умело пользуются йоги. Все их мантры для пения или прослушивания содержат комбинации звуков, которые способствуют оздоровлению всего организма. Сейчас становятся популярными различные виды йоги, на которых можно поддерживать физическую форму, избавляться от стресса. Еще там можно научиться посылать определенный звук к любому органу и, таким образом гармонизировать свой организм.

Ы – можно направить глубоко в живот.

Э – в область пупа.

Звуки лечат

А – благотворно воздействует на весь организм, лечит сердце, сосуды, снимает стресс.

А…О – способствуют становлению царской осанки, приводят в действие всю гамму организма, дают команду всем клеточкам настроиться на работу.

О – нормализует работу поджелудочной железы, сердца, легких.

У – воздействует на органы, расположенные в области живота: почки, мочеполовую систему, способствует вентиляции легких.

У + ладони на макушку, активизирует процессы кровообращения и творческие способности, а так же снимает зубную и головную боль.

Ю – ююю помогает при урологических заболеваниях – ладони на почках на спине. Благотворно действует на почки и мочевой пузырь, снижает болевые спазмы.

И – воздействует на горло, на головной мозг, на глаза, на уши, на нос.

М – эффективно воздействует на головной мозг. Гармонизирует работу всего организма. Этот звук часто используется в мантрах йогами.

М + ладони на желудок – способствует лучшему усвоению пищи.

Н – воздействует на позвоночник.

С – воздействует на кишечник

Ш – воздействует на печень.

Звук летящего комара можно использовать при боли в горле. Ладони на горле и звеним – ЗЗЗЗ.

Звук летящего жука облегчает состояние при кашле. Мощное звучание ЖЖЖЖЖЖ + ладони прижать к груди.

В – исправляет неполадки в нервной системе и спинном мозге.

Я – настраивает работу всего организма.

Е – воздействует на щитовидную железу, прекрасный чистильщик» организма от различных негативов. При произнесении, чтобы усилить его воздействие на организм, можно выполнять упражнение:

Большой и указательный пальцы на обеих руках в колечко и с усилием прижать их друг к другу. А если так делать со всеми пальцами поочередно, да еще сильно надавливать у основания каждого пальца, повышается иммунитет, то есть способность организма бороться с недугами.

Зная целебные звуки, можно самому подбирать сочетания. Если болит голова или испытываете стресс, можно произносить АУМ или ПЭМ. Все лучшие сочетания звуков положительно влияют на людей. Вибрация, исходящая от звуков, способна уменьшать новообразования опасных клеток, прекратить их рост.

«Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможность познать действительность»

М. Е. Хватцев.

Мне хотелось бы добавить к этому: искажения, замены, отсутствия звуков в речи детей логопедических групп несут с собой сбои в определенных системах детского организма.

Логопед выполняет свою основную задачу и все звуки звучат правильно, то и ЗДОРОВЬЕ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ!

Упражнения для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронизации его движений с движениями кистей рук.

Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Проведение артикуляционных упражнений подобным образом принципиально отличается от общепринятых, что достигается соединением движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки (биоэнергопластика).

Известно, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке: они усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата; при этом развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Тренировка губных мышц

Упражнение 1

Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном, спокойном состоянии.

На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует – нужно больше тренировать их в движении вперед).

Упражнение повторяется три-четыре раза без перерыва.

Кисть руки – все пальцы собраны в щепоть, на счет «два» – пальцы врозь.

Упражнение 2

Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.

Кисть руки неподвижна. Ладонь вверх – двигаются только пальцы.

Ладонь вниз – двигаются только пальцы.

Тренировка нижней челюсти

Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты

Упражнение 1

На счет « один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик- у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. На счет «два» фиксируем открытое положение рта; на счет «три» рот закрыт (счет ведется про себя).

Показ кистью руки: 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Тренировка мышц языка

Подвижность и точность работы языка является одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка языка, корень.

Упражнение 1

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов.

На счет «один» язык поднимается за верхние зубы. На счет «два» язык опускается в исходное положение (язык у нижних резцов).

Упражнение повторяется четыре-шесть раз. Кисть руки – движения ладонью вверх, вниз.

Упражнение 2

Исходное положение: см. упражнение 1.

На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на счет «два» – внутренней стороны правой щеки.

Эти движения повторяются три-четыре раза без перерыва;

При этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак.

Упражнение 3

Исходное положение: см. упражнение 1.

На счет « один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в подъязычной связке, затем вернуть его в исходное положение.

Упражнение повторить три-четыре раза.

Кисть руки- пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу.

Упражнение 4

Исходное положение: рот полуоткрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет « один» коснуться кончиком языка левого уголка губ, на счет «два» правого. Эти движения повторяются четыре-пять раз без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы рот был открыт и нижняя челюсть не двигалась.

Кисть руки – ладонь параллельна столу, пальцы вместе, двигается только ладонь синхронно с языком.

Упражнение 5

Исходное положение: рот приоткрыт, губы улыбаются, кончик языка щелкает, челюсть не двигается.

Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком.

В процессе выполнения детьми артикуляционных упражнений педагог привлекает их внимание к одновременности выполнения артикуляционных движений с движениями кистей рук.

При этом особое внимание детей обращается на необходимость четкого выполнения каждого движения. Это очень важно – небрежность недопустима. Если у ребенка в силу каких- либо причин не получается упражнение, то оно отрабатывается индивидуально перед зеркалом.

Взрослые привыкают к речи своего ребенка и поэтому могут не замечать недостатков произношения им некоторых звуков. Чтобы выявить, какие звуки ребенок произносит неправильно, ученые предлагают послушать, как он читает стихи, пересказывает сказку или рассказ.

Звуки, которые ребенок произносит неверно, надо отметить. Затем правильность произнесения звуков проверяется в словах. Ребенок называет предметы, изображенные на картинках. Проверяемый звук должен находиться в разных позициях (в начале, середине и в конце слова), быть представлен как в твердом, так и в мягком варианте, а также в сочетании с другими согласными. И, наконец, правильность проверяется при изолированном произнесении звука. Для этого надо предложить ребенку повторить за взрослым тот звук, которого он не произносит в речи или в словах. Такая проверка необходима для того, чтобы при исправлении неправильно произносимых звуков выбрать такие формы работы, которые помогли бы в кратчайший срок избавить ребенка от дефектов звукопроизношения. Так, если ребенок опускает звук, то сначала надо вызвать (поставить) недостающий звук, а потом закрепить его в слогах, словах, ввести в речь. При неустойчивом произнесении звука (в одних словах звук произносится правильно, а в других – нет), или, когда ребенок правильно произносит звук только в изолированном виде, работа по его постановке отпадает. В этих случаях надо уточнить правильность произнесения звука, а затем закрепить его в словах и фразах.

При замене одного звука другим необходимо одновременно проводить работу по различению вновь полученного звука и звука, которым ребенок его заменял. При искаженном произнесении звука надо выработать такое положение органов артикуляционного аппарата, при котором достигается правильное его произнесение. Затем правильное произнесение закрепляется в слогах, словах и вводится в речь.

Прежде чем самостоятельно заниматься с ребенком исправлением недостатков произношения звуков необходимо проконсультироваться со специалистом.

Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.

Работу по исправлению недостатков произнесения звуков нужно проводить под руководством логопеда последовательно, в три этапа: подготовительные упражнения, постановка (вызов) звука, закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.

Прежде чем приступить к подготовительным упражнениям, необходимо выяснить, может ли ребенок произнести тот или иной звук по подражанию. Для этого предложите ему воспроизвести шипение змеи при неправильном произнесении звука [ш], жужжание жука при неправильном произнесении звука [ж] и т.д. Если вызвать звук по подражанию не удается, надо провести ряд подготовительных упражнений на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (правильные движения языка, губ, нижней челюсти), на выработку сильной воздушной струи. Трудно сказать, сколько понадобится времени для подготовительных упражнений. В одних случаях – 3 занятия, в других – несколько недель. Это зависит от состояния речевого слуха, от индивидуальных особенностей ребенка.

Чтобы вызвать у ребенка правильный звук, родителю необходимо изучить положение органов речи при нормальном произнесении звука и способы его вызывания (перед зеркалом). Затем надо посадить перед зеркалом ребенка, попросить его произнести тот или иной звук и посмотреть, какое положение принимают его органы речи. Основная задача родителей заключается в том, чтобы добиться правильного изолированного произнесения звука. Если вызвать звук удается по подражанию, то, минуя подготовительный этап, можно сразу приступать к закреплению звука в словах и речи.

При закреплении звука необходимо соблюдать определенную последовательность: сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и лишь потом во фразах. Вновь вызванный звук следует закреплять прежде в начале слов, затем в конце, потом в середине, например, повторяя за взрослым чистоговорки, скороговорки, стихотворения.

Исправление неправильно произносимых звуков – трудная задача, требующая усилий и большого напряжения со стороны как ребенка, так и взрослого. Приступая к исправлению звуков, надо объяснить ребенку цель этих занятий.

Родители должны учитывать, что ребенок не всегда способен сразу выполнить то или иное задание, придать своему языку, губам нужное положение. Поэтому нельзя требовать от ребенка, чтобы он с первого раза выполнил то или иное упражнение или тем более сразу произнес правильно звук. Работу по исправлению дефекта надо организовать так, чтобы ребенок сам стремился как можно быстрее избавиться от своего недостатка.

Занятия по исправлению звуков надо проводить систематически, желательно 2 раза в день (утром и вечером по 5-10 мин.). Если ребенок произносит неверно сразу несколько звуков, то исправлять сначала надо те, которые у него лучше получаются.

Будьте доброжелательны и терпеливы, если не все будет получаться с первого раза – подбодрите ребенка и вернитесь к уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось.

Физиология учит, что все функции человеческого тела делятся на произвольные, которыми мы можем управлять при помощи силы воли (сделать шаг, вздохнуть), и непроизвольные, сознанию неподвластные (работа кишечника, сокращения сердца).

Однако великий физиолог Иван Петрович Павлов учил, что если у кого есть охота посвятить этому жизнь, то, вероятно, всякий, тренируясь, сумеет сделать массу непроизвольного произвольным. Такими всякими оказались йоги.

Восточная медицина предполагает наличие внутри нас неких МЕРИДИАНОВ, по которым движется энергетический поток. Начальные и конечные точки этих меридианов расположены как раз на кончиках пальцев. Стало быть, складывая пальчики в мудры (МУДРА в переводе с санскрита означает ПЕЧАТЬ, ЗАМЫКАНИЕ) мы определенным образом регулируем движение этого потока. Йоги с помощью мудр купируют, нейтрализуют боль, неприятные ощущения в той или иной части тела. Есть мудры, которые помогают снять стресс, поднять самооценку и даже стимулируют умственную деятельность. Во время упражнения спина должна быть прямой.

Складывая пальцы определенным образом, и моделируя различные позы тела, йоги долгие годы сохраняют отменное здоровье, причем не только физическое, но и духовное.

Общее воздействие на организм

1 Мудра «ЖИЗНИ»

Полезна при быстрой утомляемости. Улучшает остроту зрения, лечит болезни глаз. Выравнивает энергетический потенциал всего организма, улучшает самочувствие, повышает жизненные силы, работоспособность, дает бодрость и выносливость.

2 Мудра «ЭНЕРГИИ»

Показана при заболеваниях мочеполовой системы и позвоночника, повышает энергетический потенциал, очищает организм от токсинов.

3 Мудра «ТРИ КОЛОННЫ КОСМОСА»

Обновляет силы, восстанавливает обменные процессы, повышает иммунитет.

4 Мудра «ЧЕРЕПАХА»

Помогает при астении, переутомлении, нарушениях деятельности сердечнососудистой системы. Сохраняет энергию, повышает жизненный тонус.

Пальцы правой руки переплетаем с пальцами левой. Большие пальцы обеих рук соединяем.

Заболевания дыхательной системы

5 Мудра «РАКОВИНА»

Показана при всех заболеваниях горла, гортани.

Выполнение этой мудры усиливает голос, поэтому особенно рекомендуется певцам, артистам, учителям.

6 Мудра «ПОДНИМАЮЩАЯ»

Помогает избавиться от простудных заболеваний, болезней горла, воспаления легких, кашля, насморка, гайморита.

Мобилизует защитные силы организма, повышает иммунитет и способствует быстрому выздоровлению.

Одновременно с выполнением этой мудры нужно соблюдать такую диету: в течение дня выпивать не менее 8 стаканов теплой кипяченой воды, ограничиться фруктами, рисом, простаквашей..

7 Мудра «ГОЛОВА ДРАКОНА»

Способствует профилактике и лечению простудных заболеваний, болезней легких, верхних дыхательных путей и носоглотки.

8 Мудра «НЕБА»

Бывает спасительной при снижении слуха, заболеваниях ушей.

Выполнение этой мудры в некоторых случаях очень быстро улучшает слух.

Будит вдохновение

Мизинец, большой и безымянный пальцы соприкасаются. Указательный и средний прямые.

Заряжает бодростью

Средний, безымянный и мизинец соединены. Большой палец надавливает на средний сбоку.

Обеспечивает покой

Подушечки большого, указательного и среднего соприкасаются, два других пальца согнуты.

Улучшает кровоток

Сцепите большие пальцы. Ладонь левой руки прижата к тыльной стороне правой.

Поднимает настроение

Кисть левой руки сложите на манер чаши. Правую сожмите в кулак, вытянув большой палец.

Концентрация внимания

Кончики указательных и безымянных пальцев сведены вместе

Средние вытянуты.

Все не так критично

Облегчить боли во время менструации можно, сложив куполом мизинец, большой и безымянный пальцы.

Для застенчивых

Обеими руками сразу выполняем упражнение.

Так недельку потренируетесь и краснеть разучитесь.

Будь здоров не кашляй

При простуде вам поможет вот такая мудра: большие пальцы обеих рук соприкасаются со средними и безымянными.

Мудра шапки шакьямуни

Помогает при нарушениях мозгового кровообращения.

Выполняется одинаково обеими руками. Мизинцы, безымянные и указательные пальцы обеих рук соедините подушечками попарно между собой в полусогнутом положении. Средние пальцы выпрямите и тоже соедините, большие пальцы сомкните между собой боковыми поверхностями.

Если боль застала вас врасплох, то мудры можно и нужно выполнять немедленно. Для профилактики все эти упражнения следует делать по три минуты дважды в день. Но в случае особой надобности можно чаще - четыре раза в день по девять минут.

Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:

неправильные окончания имен существительных мн. числа в род. падеже (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных муж. рода в предл. падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);

изменение по падежам несклоняемых имен существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);

незнание рода имен существительных (вместо ср. рода женский или мужской): это моя печенья, всю молоко выпил, один колес, один яблок;

ошибки в основе глаголов: даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю;

неправильная форма сравнительной степени прилагательных: хужее, твердее, близее;

неправильное склонение числительных: идите по одном, иди с двоями; собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка;

отсутствие в личных местоимениях начального «н» в косвенных падежах после предлогов: у ей, к ему, с ими и др.

Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет.

Когда ошибки ребенка носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки нужно обязательно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или дразнить его. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично.

Например, в зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын, высказываясь, неправильно употребил слова по числовым и падежным нормам. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился, он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов. А теперь и ты повтори, но правильно».

В данном случае отец оказался чутким к речи ребенка. Кроме того, он понял, что исправлять ошибку бесполезно, когда ребенок находится в состоянии возбуждения. Он не стал повторять ошибку ребенка, а дал образец правильного употребления этих слов, а затем попросил ребенка повторить.

Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что, я видел в зоопарке», он поставил перед ним задачу вспомнить животных, которых он видел в зоопарке, назвать их в форме мн. числа, а затем найти их на открытках. Сын с большим удовольствием отвечал отцу: «Я видел в зоопарке тигров, зайцев, верблюдов...» Он не подозревал, что отец придумал такую игру для того, чтобы научить его произносить названия животных во мн. числе.

Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями. Перед ним открывается много интересного, нового, привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?».

И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, идет расширение словарного запаса ребенка. Родителям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлениями окружающей жизни, учить правильно называть предметы домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки, с которыми ребенок имеет дело. Гуляя с ребенком на улице, показывать и называть здания, транспорт, растения и другие интересующие ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат его различать и называть не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы.

Ребенку надо помочь понять смысл каждого слова, запомнить его, правильно употреблять слово к месту. Для этого следует широко использовать окружающие предметы и природу. «Посмотри, сколько красивых листьев на земле, – обращаете вы внимание ребенка, – это осенний ветерок сорвал их с деревьев, закружил в воздухе и укрыл ими землю. Это листопад». – «Листопад», – повторяет ребенок, услышав новое слово. «Да, это листопад, – утверждаете вы. – Это слово обозначает: листья падают». Таким образом, представление о листопаде сливается воедино в сознании ребенка с новым словом.

Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недостаточно. Для закрепления нового слова, например, «листопад», можно показать ребенку картинку, на которой художник запечатлел это красивое явление, прочитать рассказ или стихотворение:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят...

И только тогда, когда новое слово будет применено ребенком правильно, можно утверждать: оно вошло в его активный словарь осмысленно.

Детская речь бедна прилагательными. Задача взрослых помочь ребенку освоить качество знакомых предметов. Как это сделать? Покажите ребенку предмет, определите его форму, величину, цвет, отметьте его качества и свойства (мягкий он или твердый, тяжелый или легкий, теплый или холодный). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и одного лишь восприятия для него недостаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, сдавить, взвесить, погладить, сравнить его с уже известным.

Например, накрывая на стол, мама просит дочь достать мягкий хлеб. Девочка в раздумье: как узнать, какой из двух батонов мягкий? И тут же вспоминает, как мама определяла хлеб в магазине. Теперь всякий раз, садясь за стол, она пробует хлеб и говорит: это мягкий, как пух, а этот жесткий. Или: перед ребенком два мяча – большой и маленький. Сравнивая их, ребенок отмечает: большой мяч – зеленый, а маленький – красный. Оба мяча гладкие и круглые, их можно катать и гладить. Так незаметно для себя ребенок знакомится с разными качествами предмета, пополняет словарь новыми словами, обозначающими качество. Эти примеры говорят также о том, что ребенок лучше всего запоминает качества предметов при их сравнении.

Родители должны не только сами знакомить с качествами окружающих предметов, но и учить ребенка самостоятельно определять их.

Например, ребенок пришел с детского утренника. Сколько у него впечатлений! Есть, о чем вспомнить и поговорить. Как он выражает свои впечатления? Обычно, захлебываясь от избытка впечатлений, он говорит отдельными фразами, а недостаток слов дополняет жестами, мимикой, движениями тела. Это происходит оттого, что он переполнен впечатлениями и мысль опережает слова. Плохо, если такая форма выражения мысли станет привычной для него.

Ребенок обогащается впечатлениями, пополняет круг представлений, а запас слов остается прежним. Не исключается и другая крайность. В этом случае запас слов ребенка опережает формирование у него конкретных представлений об окружающем. Это случается чаще всего тогда, когда родители много разговаривают с ребенком о непонятных ему вещах и явлениях, перегружая его словарь трудными словами: изысканный, банальный и пр. Эти слова своей новизной привлекают ребенка. Но он повторяет их механически, не осмысливая значения. Если взрослые любуются тем, как дети с легкостью жонглируют «умными» словами, то у ребенка появляется привычка болтать, не вникая в смысл слов, вырабатывается пустословие.

Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения.

«Подбери определение», например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.

«Узнай предмет по определению»: белое, длинное, чистое, махровое... (полотенце).

«Кто что делает?» (для активизации глаголов): повар... (варит, печет, жарит); ветер... (воет, срывает листья, пыль поднимает, парус надувает).

«Кто это делает?» (подбор существительных): метет улицу... (дворник), водит поезда... (машинист), лечит людей... (врач).

«Чем это делают?» (подбор существительных): рисуют... (карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).

«Что может быть хмурым?» (свежим, зеленым, металлическим и т.д.): хмурым... (небо, лицо, утро, день, погода).

«Назови части целого»: дерево... (ствол, ветки, корень листья); обедать... (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить) и т.п.

«Дай три названия и больше»: стол... (мебель – вещь); клевер... (трава – растение); каша... (блюдо – пища – питание).

«Добавь пропущенное слово»: Пришел почтальон, он принес... Дворник взял метлу, он будет...

Хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словарную работу нельзя считать на этом законченной. Очень важна собственно языковая работа над словом. Специалистами предлагается целая система упражнений, направленная на:

подбор антонимов и синонимов к заданному слову;

отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках: «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Труд кормит, а лень портит»;

договаривание предложения с антонимами: летом жарко, а зимой...;

составление предложений со словами синонимического ряда (струится, журчит, льется), парой антонимов (умный – глупый, весело – скучно);

объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко зайчика – ушко иголки;

подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова: острый перец – горький, жгучий; острая иголка – остроконечная;

рисование на тему многозначного слова;

нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, литературных произведениях;

придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Контент является обязательным к размещению

Информация, содержащаяся в разделе «Обобщение и распространение опыта, участие педагогов в конкурсном движении», однозначно идентифицируются как контент, обязательный к размещению

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть